ЛФК

Движение — естественная биологическая потребность и необходимое условие жизни человека. Физическая активность стимулирует деятельность всех органов и систем, способствует повышению общей работоспособности. Особенно большая потребность в движении свойственна детям — это является важной физиологической чертой периода роста организма, более того, является одним из обязательных условий для правильного формирования и развития организма ребенка.

Лечебная физкультура (ЛФК) является методом неспецифической тренирующей терапии и реабилитации и используется с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья пациента.

Специально разработанные комплексы лечебных упражнений для детей направлены на:

  • — улучшение обменных процессов, крово- и лимфообращения в органах и тканях;
  • — увеличение подвижности суставов, укрепление мышц и нормализацию мышечного тонуса;
  • — улучшение функций координации и равновесия;
  • — развитие и улучшение функциональных возможностей кардиореспираторной системы;
  • — укрепление иммунитета, закаливание;
  • — улучшение общего психо-эмоционального фона;
  • — стимуляция психомоторного и речевого развития.

Кроме этого, занятия лечебной физкультурой позволяют ребенку легче преодолеть заболевание, предупреждают дальнейшее прогрессирование болезни, повышают эффективность комплексной терапии и ускоряют выздоровление.

Лечебная физкультура для детей имеет следующие особенности:

  • Проводится преимущественно в игровой форме
  • Включает упражнения, соответствующие возрасту занимающихся, уровню их физического развития и состоянию психики
  • Направлена на развитие всех систем и органов, позволяет нормализовать работу сердца и сосудов, укрепить иммунитет, улучшить осанку и др.

Общими и обязательными принципами для лечебной физкультуры являются:
– Регулярное и систематическое выполнение упражнений;

– Отсутствие длительных перерывов;

– Постепенное увеличение физической нагрузки;

– Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;

– Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его особенности .

ЛФК детям проводится по назначению врача, а комплекс и дозировка физических упражнений составляется в зависимости от особенностей заболевания, лечебных задач и психомоторного развития.   Любое занятие начинается с организационного момента. Все упражнения выполняются в медленном темпе. Пассивные упражнения на расслабление мышц тела основываются на принципах естественного движения и позволяют подготовить организм ребёнка к более сложным физическим упражнениям.  На занятиях по лечебной физкультуре используются силовые упражнения, упражнения с крупными и мелкими предметами, дыхательная гимнастика с элементами массажа и самомассажа, упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики рук, ориентировку в своём теле и в пространстве, координацию движений, профилактику плоскостопия, сколиоза, фитбол гимнастику, ходьба и прыжки на батуте. Упражнения подбираются в соответствии с возрастными особенностями и психофизическими качествами воспитанников и учитывают развитие мыслительной деятельности (памяти, мышления, внимания), тактильных, слуховых, зрительных анализаторов.

Занятия проводятся групповым, малогрупповым, индивидуальным методом.       Неотъемлемой частью каждого занятия является пассивный (по возможности активный) суставный массаж:

– подтягивание в плечевом поясе в сочетании с наклонами сидя;

– максимальная протяжка микро мышц тела;

– имитация мытья рук, трение ладоней, скрутка и вращение кистей в запястном суставе, скрутка кистей, сплетённых в замок;

– поднимание и опускание плеч;

– растяжка позвоночника;

– наклоны и повороты головы;

– наклоны туловища вправо, вперёд, влево, назад;

– вращение туловища в тазобедренном суставе;

– вращение стоп;

– вращение в коленном и голеностопном суставах.

Главное условие при работе с детьми — положительная эмоциональная обстановка во время занятий.

Именно поэтому многие упражнения проводятся в игровой форме. Во время занятий включаются веселые детские песни, весь комплекс упражнений разучивается  постепенно. Дети очень любят упражнение с предметами, которые совершенствуют пространственную ориентировку, развивают мелкую моторику. Им очень нравится преодолевать полосу препятствий — это лазанье, перелазанье, ползанье, перешагивание, перепрыгивание. Фитбол гимнастика- занятия на больших мячах. Детям нравится прокатывания фитбола по полу, передача фитбола друг другу, прыжки сидя на мяче вокруг себя.

Общеразвивающие упражнения оказывают корригирующий эффект, который влияет на осанку.

Методически верно организованная двигательная активность помогает организму ребёнка справиться со многими заболеваниями и сформировать естественные навыки движения и дыхания благодаря выполнению упражнений, доведенных до автоматизма.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что ЛФК играет существенную роль в формировании коррекции имеющихся дефектов в развитии ребёнка, стабилизирует функциональные системы организма, повышает адаптивность организма к неблагоприятным условиям жизни.

Оснащение кабинета ЛФК:

  1. Кегельбан круглый;
  2. Кольцеброс;
  3. Мячи гимнастические;
  4. Мячи массажные;
  5. Обруч;
  6. Скакалка;
  7. Сухой бассейн;
  8. Ребристая дорожка со следочками;
  9. Коврик «Топ-Топ»
  10. Язычок – качалка;
  11. Шведская стенка.