КУРЕНИЕ – КОВАРНАЯ ЛОВУШКА
Приглашённые:
Врач – невролог: Прокофьева Лилия Николаевна
Старший воспитатель: Лебедева Ольга Викторовна.
Классный час посвящен профилактике вредных привычек у подростков. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников. По мнению психологов, потребность в одобрении товарищей чаще всего и толкает подростков на эксперименты с табаком, алкоголем, токсическими веществами и т. п.
Профилактика вредных привычек у подростков направлена на то, чтобы вызвать интерес к собственной личности, а также научить сопротивляться давлению сверстников.
Главные задачи классного часа:
- Умение четко формулировать аргументы против курения.
- Умение противостоять давлению сверстников.
Цели:
- Вырабатывать у учащихся негативное отношение к курению; разъяснить, какой вред организму человека наносит табачный дым; информировать об уголовной и административной ответственности за употребление, распространение, изготовление и приобретение наркотических веществ.
- Дать детям необходимые поведенческие приемы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников.
- Способствовать формированию установки на здоровый образ жизни.
План классного часа:
- Информационный блок о вреде курения.
- Выступление врача «Что происходит при курении сигареты?»
- Интерактивная беседа «Причины курения»
- Дискуссия «Что дает курение?»
- Выработка общего мнения о том, что такое курение.
- Ролевая игра «Умей сказать “нет”»
- Подведение итогов (рефлексия)
- Информационный блок о вреде курения.
Старший воспитатель: По подсчетам ученых, каждый третий человек на земле курит. А это значит, что некурящих людей на земле значительно больше, чем курильщиков.
Посмотрите на доску. На ней я записала основные доказательства против курения.
Таблица
«Курение» – «за» и «против»
«Против» | «За» |
Отнимает жизнь
Добавляет болезни Отравляет организм Ухудшает внешность Вянет кожа Сипнет голос Желтеют зубы Отнимает деньги Отравляет некурящих Мешает работе и бизнесу Причина пожаров Это не модно Запрещено законом |
– Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет.
– Курение добавляет болезни. Все органы человеческого тела страдают от табака.
– Курильщики в 10 – 30 раз чаще умирают от таких болезней, как инфаркт, рак, язва желудка.
Для детей курение в 2 раза опаснее, чем для взрослых. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков всего полпачки. Иногда дети умирают после 2-3 сигарет, выкуренных подряд, от остановки сердца.
– В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Самый страшный из них – никотин, который по своей ядовитости равен синильной кислоте – смертельному яду.
– Курильщики даже внешне отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.
– Курение отнимает наши деньги, которые можно было бы потратить на что-то полезное.
– Курение мешает работе и бизнесу. Многие компании отказываются брать на работу курильщиков.
– Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди, уничтожаются материальные ценности.
– Курение – это не модно. Сейчас в моде гладкая, ухоженная кожа, ослепительно белые зубы, спортивная фигура и крепкие мышцы. Европа и Америка отказываются от сигарет. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией. На Западе молодежь занимается спортом, ведет здоровый образ жизни.
– От курения страдают некурящие люди. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками. (показ 3 слайда).
- Выступление врача «Что происходит при курении сигарет?»
Врач-невролог: Анализ табачного дыма показал, что в той части, которая выделяется непосредственно в воздух при курении, содержание некоторых ядовитых веществ больше, чем в потоке курильщика. В ней в пять раз больше никотина. Люди, которые находятся рядом с курильщиком или в накуренном помещении и которые помимо своей воли вдыхают табачный дым, называются пассивными курильщиками.
20% – попадает в организм курильщика, 25 % – сгорает и разрушается, 5 % – остается в окурке.
Курение табака является одной из самых распространенных вредных привычек, представляющих серьезную опасность для здоровья не только курильщика, но и окружающих, то есть пассивных курильщиков.
- Интерактивная беседа «Причины курения».
Старший воспитатель: И сто, и тысячу лет назад были люди, которые попадали в плен к вредным привычкам. Табак – это самый распространенный наркотик нашего времени. Ребята, факты, о которых мы здесь услышали, известны каждому курильщику. Что же заставляет их постоянно курить сигареты? Давайте попробуем заполнить колонку «За» в нашей таблице. Итак, почему же ваши сверстники курят? (Кто-то из детей закрепляет на доске таблички с предполагаемыми ответами магнитиками или пишет мелом ответы детей)
Примерные ответы детей:
– За компанию. Попадает в плохую компанию и втягивается. Просто слабохарактерность.
– Из любопытства, желание все попробовать и испытать.
– Хотят подражать героям боевиков, рекламы – там все курят и пьют.
– Для общения – если вся компания это делает, то и тебе не страшно.
– Чтобы казаться старше.
– Чтобы казаться современным, крутым, сильным.
– Потому что ничем не интересуются, ни к чему не стремятся.
- Дискуссия «Что дает курение?».
Врач-невролог: Как вы думаете, ребята, неужели курение обладает такой магической силой, что может сделать человека взрослым, современным, уравновешенным?
Примерные аргументы детей:
– Нет, курящий ребенок все равно выглядит ребенком. Взрослый человек – тот, кто умеет отвечать за свои поступки.
– Сигарета не делает человека современным. Курили люди и сто лет назад. А девушка с сигаретой выглядит не современно, а вульгарно.
– И нервы табачный дым не успокаивает, наоборот, делает человека более раздражительным.
– От курения голова работает хуже, ухудшается память.
Значит, люди скрывают от себя истинную причину курения. Давайте все-таки выясним, в чем же она состоит?
Я прочитаю цитату из книги английского врача Аллена Карра «Легкий способ бросить курить».
«Никотин – бесцветное, маслянистое вещество, содержащееся в табаке и вызывающее у курильщика зависимость. Этот наркотик вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему, может потребоваться лишь одна сигарета.
Каждая затяжка сигаретой поставляет через легкие в мозг небольшую дозу никотина.
Если, куря сигарету, вы делаете 20 затяжек, вы получаете 20 доз наркотика.»
Итак, истинная причина курения – это никотиновая зависимость.
- Выработка общего мнения о том, что такое курение
Старший воспитатель: Итак, ребята, давайте сделаем вывод о том, что такое курение и запишем его.
Ответы детей.
Курение – это вредная и опасная привычка, коварная ловушка, никотиновая зависимость.
- Ролевая игра «Умей сказать “нет”»
Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться.
Сейчас мы с вами проверим ваши актерские способности и поиграем в игру «Умей сказать “нет”». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать.
Приглашаю к доске ребят, которые разыграют роли МИШИ и САШИ.Они разыграют сценку предложения закурить. (Учитель дает детям текст, предлагая разыграть диалоги).
Диалог 1. «Давай закурим».
М и ш а. Давай закурим
С а ш а. Я не могу.
М и ш а. Почему?
С а ш а. Родители увидят.
М и ш а. А мы отойдем за угол.
С а ш а. Мне нельзя, у меня сердце болит.
М и ш а. Ну ты же не умрешь от одной сигареты.
С а ш а. А я сигареты без фильтра не курю.
М и ш а. У меня с двойным фильтром.
С а ш а. Да я спички забыл.
М и ш а. У меня есть зажигалка
С а ш а. Соседи нас из окон увидят.
М и ш а. А мы пойдем в подвал.
Саша молчит, не зная, что ответить.
Старший воспитатель: Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Дети считают, что это Миша.
Старший воспитатель: Как это ни странно, Саша ни разу не сказал: «Я не хочу». А ведь этого было бы достаточно, чтобы Миша от него отстал.
А теперь другой диалог: Сережи и Димы.
Диалог 2.
С е р е ж а. У меня есть сигареты. Давай покурим.
Д и м а. Ой, нет, я не могу!
С е р е ж а. Почему?
Д и м а. От меня будет пахнуть табаком.
С е р е ж а. Ну и что?
Д и м а. Родители узнают.
С е р е ж а. А ты к ним не подходи.
Д и м а. Моя собака учует. Она не выносит запаха табака. Я приду домой, она меня
обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня
убежала. Потому, что я курил.
С е р е ж а. Ну, а ты жвачку пожуй.
Д и м а. Тогда родители точно обо всем догадаются, потому что я не пользуюсь ею.
Сережа не знает, что еще предложить.
Старший воспитатель: В этом диалоге Дима настаивает на одной версии, что родители его разоблачат в любом случае. Если бы, Сережа продолжал настаивать, это было бы неуважительно к семье Димы. Поэтому диалог прекратился.
Теперь послушаем третий диалог Кати и Вали.
Диалог 3. «Сигарета – не конфета».
К а т я. Я сегодня пачку «Мальборо» на спор выиграла. Курить будешь?
В а л я. Нет, я не курю.
К а т я. Сейчас же все курят! Ты что, не крутая?
В а л я. Значит, не крутая.
К а т я. А-а, ты здоровье бережешь, хочешь, чтобы все вокруг были больные. А ты
одна здоровая. Да?
В а л я. Не кури и ты, тоже будешь здоровой.
К а т я. А если мне нравится курить!
В а л я. Ну, а мне не нравится курить. Сигарета – не конфета.
Вот сейчас Валя явно оказалась сильнее в этом диалоге. Но так может вести себя человек, уверенный в себе. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать?
Примерные ответы детей:
– За спортивные достижения.
– За силу.
– За смелость.
– За то, что хорошо разбирается в чем-то.
Старший воспитатель: Что же делать. Если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей? Психологи дают такие советы: (зачитывают дети-врачи)
– Просто сказать «нет» без объяснения.
– Отказаться и объяснить причину отказа.
– Отказаться и уйти.
– Говорить как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать «нет», «не буду».
– Не обращать внимания на предложение закурить
– Постараться объединиться с кем-то, кто тоже не курит.
– Постараться избегать курящих компаний.
- Подведение итогов (рефлексия).
Врач-невролог: Наш классный час подошел к концу. Как вы считаете, был ли нужным наш разговор? Какая информация оказалась для вас полезной?
Примерные ответы детей:
– Информация о пассивном курении, о том, что курильщик вредит не только своему организму, но и отравляет табачным дымом окружающих.
– Я узнал о том, что курение – это опасная и очень вредная привычка.
– Узнал, как отказаться от предложения закурить и не обидеть друзей своим отказом.
– Узнал, что курение – это коварная ловушка, и ни в коем случае нельзя в нее попадать.