Педагогическая деятельность

«Смысл человеческой жизни – быть источником тепла и света для других людей»
(С.Л.Рубинштейн)

 


Образовательная деятельность в ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Малютка» г.Братска» осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  и реализуется по основной образовательной программе дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования учреждения.


Основной целью педагогической деятельности в учреждении является создание благоприятных условий для всестороннего развития психических и физиологических качеств ребенка. В соответствии с данной целью педагогами решаются следующие задачи:
– поиск оптимальных путей повышения качества воспитания и обучения детей;
– создание благоприятной для развития детей предметно-развивающей среды;
– укрепление психического и физического здоровья детей;
– осуществление сотрудничества всеми специалистами учреждения, направленного на всестороннее развитие детей.

        Построение образовательного процесса основывается на комплексно-тематическом принципе, предусматривающем объединение различных видов детской деятельности вокруг единой темы, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

В соответствии с Программой реализуется образовательная деятельность с детьми, включающая в себя следующие виды детской деятельности:

– игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, подвижные, дидактические игры и др.);
– коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);
– познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
– самообслуживание и элементарный бытовой труд  (в помещении и на улице)
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
– двигательная (овладение основными движениями).

        Первоочередными ведущими направлениями в работе всего персонала являются:

– создание условий для успешной адаптации каждого ребенка, его эмоционального благополучия, максимальное нивелирование проявлений психической депривации;
– своевременная диагностика и контроль за развитием каждого ребенка;
– педагогическая реабилитация с первых дней поступления ребенка в наше учреждение.

        Для решения задач по социальной адаптации наших воспитанников создана оптимальная предметно-развивающая среда, способствующая эмоциональному благополучию и обеспечивающая комплексное развитие воспитанников. Воспитательно-образовательную и коррекционно-развивающую работу в нашем Центре осуществляют: старший воспитатель, воспитатели групп, педагог-психолог, учителя-дефектологи.

Старший воспитатель организует весь педагогический процесс в учреждении, осуществляет повседневное руководство и контроль за образовательной и коррекционно-развивающей работой с детьми. Осуществляет следующие основные виды деятельности:

– оказывает методическую помощь педагогам;
– готовит и проводит педсоветы, семинары, открытые занятия;
– подбирает методический материал и следит за правильным оборудованием групп, методического кабинета;
– осуществляет взаимодействие педагогических и медицинских работников;
– оценивает качество и устойчивость результатов воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы.

Кроме этого, старший воспитатель контролирует все режимные моменты, их четкое выполнение; изучает состояние и возможности продвижения каждого ребенка, обсуждая их с врачом-неврологом и педагогическим коллективом группы.

Учитель-дефектолог:

– осуществляет обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них нарушений в развитии;
– осуществляет коррекционно-развивающую работу через индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия;
– участвует в педагогических мероприятиях, работает в тесном контакте с воспитателями и специалистами;
– консультирует педагогических и медицинских работников по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

Учителями-дефектологами при обучении используется разнообразный материал для стимуляции и развития слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных кинестетических ощущений и голосовой активности детей.

Педагог-психолог:

– оказывает помощь детям в период адаптации (совместно с воспитателями и медицинским персоналом);
– проводит психологическую диагностику, предлагает педагогам по ее результатам необходимые рекомендации (индивидуализация воспитания детей группы риска, своевременное устранение конфликтных ситуаций и их профилактика);
– проводит коррекционно-развивающую работу с детьми;
– организует психолого-диагностическую и психокоррекционную работу с семьями воспитанников;
– проводит консультативную работу с педагогическим и медицинским персоналом;
– направляет профессиональную деятельность на создание социально-психологических условий для комфортного пребывания детей в учреждении.

Педагог-психолог регулярно проводит занятия с детьми в сенсорной комнате, которая способствует психологической разгрузке и релаксации детей, а это, в свою очередь, благоприятно отражается на его психоэмоциональном развитии.

Воспитатели групп проводят занятия ежедневно, а также закрепляют пройденный материал в совместной и игровой деятельности, во время бесед с детьми, наблюдений с ними.

Воспитатели ведут все режимные моменты в группе: утреннюю гимнастику, завтрак, занимательную, свободную и активную деятельность детей, прогулки, экскурсии, наблюдения, обед, дневной сон, закаливание и гигиенические процедуры, ужин, укладывание детей спать. В процессе выполнения всех режимных моментов воспитатели проводят наблюдение за детьми, по результатам которого складывается представление о каждом ребенке: преобладающее настроение, аппетит, сон, поведение, коммуникативная культура, сильные и слабые стороны личности, сформированность навыков самообслуживания и т.д.

Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:

– повышение эффективности коррекционно-развивающей работы;
– оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности.

        В учреждении функционируют психолого-медико-педагогические совещания (ПМПс). В состав ПМПс входят: старший воспитатель, педагог-психолог, учителя-дефектологи, врач-педиатр, врач-невролог, специалист по социальной работе. Специалисты коллегиально выявляют актуальную проблему развития ребенка и разрабатывают индивидуальный маршрут психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка. ПМПс обеспечивает междисциплинарный подход при организации реабилитационной работы с детьми.

В практической деятельности педагогического персонала широко применяются современные педагогические технологии:

– личностно-ориентированные, с помощью которых создается атмосфера любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности;
– здоровьесберегающие, способствующие укреплению здоровья детей, формированию у них навыков здорового образа жизни. Реализуются через использование разнообразных методов и приемов (физические упражнения с использованием игрового уличного комплекса; упражнения на снятие нервного напряжения у детей, на развитие эмоциональной сферы; дорожки здоровья; босохождение; проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий по графику; воздушные ванны в облегченной одежде и т.д.);
– игровые, являющиеся ведущими для детей дошкольного возраста. Игровые приемы, используемые в различных видах деятельности, повышают интерес и мотивацию к обучению; в игре ребенок учится общаться с миром, начинает лучше понимать его, в игре раскрываются его возможности;
– технология уровневой дифференциации и индивидуализации является обязательным моментом в нашем учреждении, так как специалистам необходимо планировать психолого-медико-педагогическую работу с учётом групп здоровья и групп нервно-психического развития детей;
– технология саморазвития М. Монтессори позволяет проводить обучение определенному опыту практической жизни. Дидактический материал в комнате Монтессори обеспечивает условия для сенсорного развития ребенка, развития мелкой моторики и речи.

        Коррекционно-развивающая работа является составной частью комплексной реабилитации и направлена на максимальное приближение развития ребенка к норме и профилактику отклонений. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей, зоны актуального и ближайшего развития, эмоционального настроя ребенка.

        Работа педагогического персонала является важным звеном в комплексной реабилитации детей и проводится в тесной взаимосвязи с медицинским персоналом. Педагогический персонал и узкие специалисты в своей работе учитывают медицинские диагнозы детей, обращаются за консультацией, совместно наблюдают за особенностями адаптации детей к новым условиям и их развитием. Таким образом, применяя различные методы коррекционного воспитания, сотрудники получают максимально эффективную модель работы с детьми, проживающими в нашем учреждении.

        За последние годы у нас подобрался замечательный коллектив, который с любовью и самоотверженно относится к детям, хорошо заботится о них. У нас самые замечательные и очаровательные малютки, но самое главное, о чем мечтают наши сотрудники – это чтобы каждый малыш нашел свою маму и любящую семью.

 

 

Мы все делаем ради наших детей и хотим, чтобы их

дальнейшая жизнь сложилась благополучно!